На рубеже веков создание и производство автомобилей стало престижным делом, сулившим деньги и славу.
Автомобильные фирмы росли как грибы, но... большинство из них, быстрей разорялись, нежели развивались в крупные компании. Их названия, как и имена владельцев, сегодня, как правило забыты. Совсем немногим удалось сохранить память о себе и основать фирмы, которые оставили заметный след в истории автомобиля. Одним из тех, кому это удалось, был Август Хорьх (August Horch) — талантливый инженер, энергичный предприниматель, автогонщик. О событиях его бурной жизни, неразрывно связанной с автомобильной жизнью Германии первой половины ХХ века и созданием фирмы Audi, и пойдет речь.
Август Хорьх родился 12 октября 1868 года в Виннингене на Мозеле в семье кузнеца. Семья жила небогато, и уже в тринадцать лет мальчик был вынужден бросить школу, чтобы помогать отцу. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался напрессовыванием стальных бандажей на колеса. После того, как Хорьх сменил несколько мест работы, осенью 1888 года, сдав экзамены, он поступает в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.
Окончив училище, Хорьх работает на литейном заводе в Ростоке, а затем в конструкторском бюро лейпцигской судостроительной фирмы, где занимается разработкой двигателей для торпедных катеров. В 1896 году ,в Лейпциге Хорьх впервые увидел автомобиль «Бенц-Вело». Это произвело на него глубокое впечатление, потрясенный увиденным, он обратился с письмом к Карлу Бенцу с просьбой принять его на работу. И в ответ, его пригласили в Мангейм. Хорьх получил у Бенца должность руководителя производства и занимал ее три года. Но, в конце концов, неуживчивый характер дал о себе знать. «Папа Бенц» (так называл его Хорьх) был для молодого шефа производства слишком консервативен. Хорьху самому хотелось пробовать свои силы, тем более за плечами был уже опыт, приобретенный под руководством изобретателя автомобиля.
Заручившись финансовой поддержкой, Хорьх основал в Эрендфельде, под Кельном, фирму «A. Horch & Co». Штат компании первоначально составлял одиннадцать человек. Тем не менее в 1900 году из ворот фирмы вышел первый автомобиль Хорьха. Разработанный Хорьхом двухцилиндровый мотор мощностью 4-5 л.с. отличался тихой и ровной работой — он изо всех сил старался превзойти Бенца. Двигатель располагался спереди, привод на задние колеса осуществлялся кожаным ремнем. Коробка передач была сблокирована с главной передачей — очень смелое для того времени решение. Кузов заказали в кельнской мастерской «Утермоль». Таким было начало знаменитой впоследствии марки. Через два года был выпущен «Хорьх модель 2» с карданным валом, главной передачей с шестернями, изготовленными из хромоникелевой стали, с двухцилиндровым мотором мощностью 12 л.с. Для разработки мотора Хорьх привлек способного инженера Фрица Зейделя (Fritz Seidel) с которым вместе учился в Миттвайде. После рождения второй модели фирма переехала в Рейхенбах, увеличив число сотрудников в девять раз. А Хорьх тем временем работал над следующей «моделью 3» с четырехцилиндровым двигателем мощностью 16-20 л.с.
В 1903 году фирма переехала во второй и последний раз — в Цвиккау. Хорьх нашел дополнительные средства, и уставной капитал акционерного общества достиг 140 тыс. марок. Завод выпустил «Хорьх модель 4» с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 2600 см3 и мощностью 14-17 л.с. Автомобиль полностью отвечал требованиям начала века — двойное зажигание от магнето и аккумулятора, трехступенчатая коробка передач, пневматические шины. Надо отдать должное Хорьху: его конструкции можно назвать не просто прогрессивными, но смелыми. В 1906-1909 гг. успехом пользовался «Хорьх-Z» с 22-сильным (2725 см3) мотором: было построено 307 экземпляров. Глава фирмы был занят не только конструированием: он постепенно наращивал капитал, который за два года вырос до 525 тыс. рейхсмарок.
На заводе действовала жесточайшая система штрафов — любое нарушение имело свою цену. Так, опоздание от пяти до пятнадцати минут «стоило» 25 пфеннигов, а до получаса — уже 40. Рабочий день на заводе продолжался десять с половиной часов.
В 1906 году автомобили «A. Horch & Co» выставлялись в Берлинском и Парижском автосалонах. А годом позже был представлен первый шестицилиндровый «Хорьх» с двигателем рабочим объемом 8000 см3 мощностью 60 л.с. Большой, роскошно отделанный автомобиль купил султан острова Ява. Хорьх был одним из тех, кто прекрасно понимал рекламное значение автогонок. На соревнованиях за руль автомобиля садились известный немецкий автомобилист доктор Штесс (Stess) и сам конструктор. Когда в 1906 году появилась модель ZD с четырехцилиндровым (5800 см3) двигателем мощностью 40 л.с., на ее шасси построили спортивный кузов «Торпедо». Автомобиль участвовал в гонках на Приз Генриха Прусского, но, увы, неудачно. За неудачей последовали разногласия Хорьха с акционерами, заявившими: «Конструкции создаваемых вами машин "авантюрны"». Хорьх, выступал за создание несущего кузова, приводя в пример кузова конных экипажей, многие из которых действительно были несущими. Но в начале века идея казалась совершенно фантастической многим акционерам. Идти на компромиссы упрямый и самолюбивый Хорьх не умел. И вот 19 июня 1909 года создателю фирмы пришлось ее покинуть. Конструктору выплатили смехотворную компенсацию — 25 тысяч рейхсмарок, в то время, как модель автомобиля «Хорьх-ZD» стоила 15 тысяч.
Август Хорьх был не из тех, кто покорялся обстоятельствам. Уже через четыре недели в том же Цвиккау он основал новую фирму — «August Horch Automobilwerke GmbН»! Но и первая, основанная им фирма, носила имя "Хорьх", поэтому ее новые хозяева подали иск в суд и выиграли дело. Пришлось задуматься над другим названием. Легенда гласит, что в доме одного из компаньонов Хорьха шли по поводу названия фирмы бурные дебаты, и в это же время в соседней комнате сын хозяина учил латынь. И когда один из акционеров воскликнул: «Выслушайте и другую сторону!», мальчик перевел эту фразу на латынь: «Audiatur et altera pars!»
Тут-то удивленные спорщики сообразили, что «horch» (в немецком языке - «слушать, прислушиваться») переводится на латинский как «audi». Новая фирма получила название «Audi Automobilwerke GmbН». «Я при всех обстоятельствах стремился строить только большие и хорошие автомобили из первоклассного материала», — сказал Хорьх, разворачивая дела на новой фирме. И действительно, завод начал c довольно солидных и мощных машин. С 1910 года выпускался «Audi-А10/22»". Цилиндры, были сблокированы попарно. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 2612 см3 развивал 22 л.с. Фирма рекламировала себя большими плакатами со словом Audi и изображением огромного уха. Так появилась одна из самых известных и поныне марок автомобилей.
Уже в 1911 году фирма представила ряд новых моделей. Одна из них — В10/28 с двигателем 28 л.с. участвовала во второй Австрийской альпийской гонке. Водителями были Хорьх, Граумюллер и Ланге. Команда закончила дистанцию без штрафных очков. В том же году увидел свет С14/35 — самый прославленный автомобиль фирмы. Двигатель «Четверка» рабочим объемом 3500 см3 мощностью 35 л.с. позволяла ему легко разгоняться до 100 км/ч. На этом «Audi-С» в 1912 году был выигран переходящий альпийский приз, и машина получила имя «Alpensieger» — покоритель Альп. Модель «С» выпускали до 1925 года — всего изготовили 1116 экземпляров.
1911-й стал годом рождения и моделей «D» и «Е» — типичной для Audi того времени конструкции — четырехцилиндровый двигатель с верхними впускными и нижними выпускными клапанами, двойное зажигание от магнето и аккумулятора. Бензонасос работал, используя давление выхлопных газов. На последнем предвоенном «Audi -G8/22« стоял мотор рабочим объемом 2071 см3 мощностью 22 л.с. Сравнительно недорогая модель понравилась покупателям — до 1926 года построили 1122 таких машин. В 1914 году на автомобилях фирмы был выигран командный приз альпийских гонок.
До рубежного в истории 1914 года, Хорьх активно занимался конструированием. Но его отношения с акционерами вновь не складывались. В начале войны А.Хорьх занял крупные административные посты в государственных и окологосударственных структурах. Он стал членом наблюдательного совета «Feldkraftwagen» — фирмы, имеющей монопольное право на продажу подержанных армейских автомобилей, членом наблюдательного совета Общества по закупке горючего, занял место в правлении Союза немецких производителей автомобилей и в комиссии по стандартизации. А в конце 1916-го Хорьх вместе с профессором Хоффманном, доктором фон Опелем и Й. Фольмером, вошел в комиссию по подготовке производства немецких танков. После войны он переехал в Берлин: «Там билось сердце Германии, там был источник, и я хотел быть у источника». Тем временем в Цвиккау акционеры устранили Хорьха от непосредственного руководства Audi. Он остался только членом наблюдательного совета.
В 1922 году Брауншвейгский технологический институт присвоил Хорьху звание почетного доктора инженерных наук. Продолжалось и «коллекционирование» административных должностей — он стал председателем организационного комитета по внешней торговле автомобилями, членом наблюдательного совета AUKA — организации автомобильных выставок. В 20-х годах Хорьх исполнял обязанности наблюдателя Ассоциации автомобильных производителей Германии, где, в частности, отвечал за связи со спортивными обществами. Наконец, он стал членом Совета министерства транспорта и президентом Германского союза автомобильных специалистов. Он уже никогда не возвращался к конструированию автомобилей, зато в 1930 году в специальной периодической печати можно было прочитать объявление: «В критических случаях обращайтесь за советом к доктору инженеру Хорьху».
После первой мировой завод Audi строил довоенные модели и готовил «Audi -К» (3560 см3, 50 л.с.), которая появилась в 1921 году. К тому времени Хорьх уже отошел от заводских дел, хотя и продолжал посещать заседания наблюдательного совета. Год спустя, когда разрабатывалась концепция модели М18/70, был объявлен конкурс на эмблему фирмы. Профессор Арно Дрешер (Arno Drescher) из Дрездена и Германн Гильберт (Hermann Gilbert) из Лейпцига предложили сделать символом единицу на фоне земного шара. На заседании совета Хорьх одобрил идею, сказав, что этот знак лучше всего выражает высокое качество Audi. Новый символ появился на облицовках радиаторов, а в 1929 году выяснилось, что почти такой же использовала одна из итальянских маргариновых компаний.
Кризис начала 30-х подтолкнул ряд немецких фирм к созданию концерна Auto Union. Наряду с «ДКВ» и «Вандерером» сюда вошли также «Хорьх» и «Audi». «Отец-основатель» «Хорьх» и «Audi», конечно, не мог остаться в стороне. 23 августа 1932 года, спустя двадцать три года, Хорьх в качестве члена наблюдательного совета Auto Union с волнением вошел в ворота завода, все еще носящего его имя. Совет акционеров подарил Хорьху «Horch», а 29 апреля 1933 года он стал директором завода. Правда, к конструированию его не допустили. В 1942 году семидесятичетырехлетнего Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета Auto Union.
Притом, что Хорьх в гитлеровской Германии был на виду, занимал важные должности, он не вступил в национал-социалистическую партию, и, видимо, это спасло его после войны от преследований. Тихо уйдя в отставку, Хорьх тем не менее до последних дней отличался сварливым, неуживчивым характером. Окончил он свой путь 3 февраля 1951 года в Мюнберге, в Баварии. Марка Audi жива, ее автомобили строят не в Цвиккау, а в Ингольштадте. Современные Audi имеют прекрасную репутацию во всем мире — и это лучшая память о Хорьхе — талантливом конструкторе, имя которого навсегда останется в истории автомобилестроения