В разгар борьбы с коррупцией в ГИБДД в Госдуме начинается обсуждение законопроекта, полностью лишающего прав водителей.
Что ждет водителей в этом случае, «Комсомолке» прокомментировал известный адвокат Леонид ОЛЬШАНСКИЙ.
Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Напомним, о предыдущей попытке протолкнуть этот антиводительский закон «Комсомолка» уже писала в апреле 2006 года. Тогда проект, пестривший юридическими нестыковками, сняли с рассмотрения и отправили на доработку. Но и теперь, по прошествии года, законопроект не сильно-то изменился.
Удар по правам
Прежде всего он бьет по двум основам Конституции (ст. 49 и 19 Конституции РФ) — презумпции невиновности и принципа равенства перед законом. Человек за рулем виновен априори! И если, прежде чем наказывать хулигана, разбившего стекло, нужно доказать его вину в суде, то оштрафовать водителя, якобы превысившего скорость, можно без всяких доказательств! То есть зафиксированное фото — или видеокамерой нарушение автоматически означает, что хозяин этого автомобиля будет оштрафован.
А если машина продана по доверенности или за рулем сидел сват или брат? Создатели проекта кивают на Европу, мол, там подобная система уже давно действует. Но им ли не знать, что в той же Германии штрафная квитанция высылается вместе с фотоснимком, на котором отлично видно, кто в данный момент сидел за рулем!
Кстати, по российским законам, любая попытка выяснить, кто на самом деле вел автомобиль, нарушает ст. 51 Конституции, разрешающую не свидетельствовать против родных и близких.
В случае принятия нового законопроекта будет нарушена и ст. 48, по которой каждый гражданин имеет право на защиту с привлечением квалифицированного юриста. По всем делам: от хулиганства до убийства — положен адвокат, и составлять без него протокол нельзя.
А на дороге постановление о штрафе будет выписано автоматически без адвокатов, свидетелей, прокуроров.
Удар по кошельку
Новый законопроект открывает просто фантастические горизонты для мздоимцев всех мастей. Например, предлагается подкорректировать ст. 27.13 КоАП и вырезать из нее положение о задержании автомобиля «до устранения причины задержания». Если сегодня водителю, забывшему дома права, вернут машину, когда привезет, то в случае принятия нововведений автомобиль можно держать на штрафстоянке сколько заблагорассудится!
Предусмотрена реанимация эвакуаторов и блокираторов. Более того, в проекте закона разрешается перемещать автомобиль, просто-напросто зацепив его тросом!
За ряд нарушений наказание рублем предлагается увеличить в десятки раз!
А к чему приведут пятитысячные штрафы, ясно уже сейчас: страх из-за любой мелочи надолго лишиться автомобиля или водительских прав, заставит людей отдавать все содержимое кошелька царю и богу дорог — человеку с жезлом! Поэтому в случае принятия нового законопроекта борцам с коррупцией в ГИБДД придется капитулировать.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Забавно, что самим создателям нововведений поправки ничем не угрожают. Они — неприкасаемые. У них — синие номера, мигалки, белые билеты, удостоверения депутатов. Формы и названия подобных «вездеходов» могут меняться, но всегда будет какой-нибудь фетиш власти, завидев который простой смертный инспектор простит и запах перегара, и проезд на красный свет, вытянется в струнку и возьмет под козырек.
Для разработки законов нужен совсем другой подход.
Да, штрафы в России, безусловно, мизерные и нуждаются в повышении, но цифры не должны браться с потолка. Исходить нужно из среднего уровня зарплаты или стоимости машины наконец.
А те же эвакуаторы? В Москве, наверное, без них не обойтись. Да и во всем цивилизованном мире водителя, бросившего свой автомобиль, наказывают весьма строго. В европейских столицах суммы штрафов могут достигать несколько сотен евро. Но в Европе — в отличие от России — огромное количество платных и бесплатных парковок, где любой может оставить свой автомобиль. А в Москве? Откройте сначала парковки с доступной каждому водителю ценой, а потом заводите эвакуаторы.
Да и ограничение в 60 км/час совершенно обосновано при движении по городским улицам. Но именно улицам, а не 10 — 12-полосным трассам, которые заткнут за пояс большинство хваленых автобанов! Почему бы не повысить на них максимальную скорость, к примеру, до 90 км/час? Ведь если 90% автолюбителей едут по этим магистралям с превышением скорости, то, наверное, что-то не так с ограничением, а не с водителями?