Рынок доступных кабриолетов съеживается быстрее, чем кашемировый свитер в кипятке. Но если поскрести по сусекам, новому Mazda MX-5 непременно найдутся альтернативы.
1. BMW Z4 2.0
Само присутствие Z4 в групповом тесте в честь выхода нового издания MX-5 должно удивлять. Спорткар премиум-класса поставлен против бюджетного родстера! Вряд ли это честная борьба, правда? Но в отсутствие реальных конкурентов для МХ-5, а именно - покойных Toyota MR2 и MG TF, выбирать покупателям приходится долго и трудно. Вы либо заглядываете за тряпичную крышу Cooper Cabriolet, или копаете глубже и попадаете на BMW.
Немедленно возникает вопрос: как глубоко копать? И неожиданный ответ: не так уж и глубоко! Потолкавшись на одном поле с Mercedes SLK, BMW наконец-то увидел свою коммерческую ошибку и выпустил правильный, недорогой Z4. Он ваш за $50 000. Это, конечно, дороже МХ-5 в самой дорогой комплектации Expression, но за эти деньги вы получаете гораздо больше, чем могли ожидать от десятка лишних тысяч.
Мнения о внешности BMW разделились, особенно в нашей редакции. Но очаруют вас немного неряшливые линии и бугры или нет – неважно. Невозможно отрицать одного: характера в облике BMW больше, чем у Мazda. С точки зрения пресыщенного скептика-автожурналиста, главное – имидж. На BMW нужно подъезжать к витринам магазинов с опущенной крышей – отражение будет шикарным! И плевать, что вам предварительно пришлось потратиться на термобелье. Даже очередь на автобусной остановке будет гораздо больше потрясена Z4, чем МХ-5. Хотя, возможно, эти люди вас возненавидят.
Просто поразмыслите об этом впечатлении больше минуты, и все брюзжание завистников только добавит баллов BMW. И во время езды он тоже подтверждает мастерство создателей – как по части дизайна, так и по части сборки.
Ясная, немного изогнутая передняя панель и четкие приборы просто чудесны. Изнутри и снаружи Z4 похож на концепт, за который проголосовали все потенциальные покупатели, и в серию пошла именно та машина, что стояла на подиуме. Типичное качество сборки BMW: мягкий пластик, крайне эргономичный руль, дверные ручки из настоящего металла… впрочем, вы и сами все знаете. Кроме того, есть общее ощущение прочности, которое, при всех появившихся улучшениях, МХ-5 пока не может даже сымитировать.
Для спортивной езды у Z4 есть все: низкая посадка водителя в положении “полулежа” и уйма регулировок. Педали немного смещены в сторону, но педальный отсек просторнее, чем в Mazda. Рулевое управление вполне информативно. Баранка легкая, но переусилением не страдает. Z4 вступает с вами в довольно тесную связь, но не кажется при этом навязчивым. Коробка – обычный агрегат марки BMW, не самый быстрый и не самый аккуратный, но гладкий и достаточно приятный, чтобы ехать с удовольствием.
Всего лишь 150-сильная отдача двухлитрового четырехцилиндрового двигателя прямо свидетельствует о том, что Z4 не слишком быстр. Но если поставить его в класс МХ-5, он будет на уровне. Нехватка мощности окупается общей технической добротностью. Когда Мazda звенит на высоких оборотах, Z4 остается плавным и энергичным. И еще на помощь слабому мотору приходит уникальная 50-процентная развесовка по осям. Z4 – идеальная иллюстрация хваленой управляемости BMW. И на любимом извилистом шоссе можно наслаждаться сцеплением с дорогой и живостью машины.
Вот за что вы переплачиваете, выбирая Z4 вместо гораздо более доступного МХ-5. К тому же здесь больше места в салоне и багажнике, а это – бесспорные доказательства большей практичности.
Следует признать, что самый дешевый МХ-5 за $25 000 – совершенно иное предложение. Но если вы задумали выложить почти $33 000 за дорогой двухлитровый Sport, а потом напихать туда еще необходимых опций, останется немного аргументов против дополнительной переплаты, сулящей затем постоянное вознаграждение. Владение Z4, который по всем объективным параметрам лучше МХ-5, стоит этих денег. К тому же в придачу к BMW вы получите и электропривод матерчатой крыши. МХ-5, исповедующий простоту и легкость, обходится без него. BMW играет в те же игры, но делает это с гораздо большим чувством.
Именно несопоставимость BMW и Mazda делают этот невероятный вывод таким интересным. То, что дешевый BMW много дороже дорогого Mazda, удивит немногих. Но вряд ли когда-нибудь они будут стоить одинаково.
Краткие данные производителя
0-100 км/ч 8,2 с
Мах скорость 220 км/ч
Мах мощность 150 л.с.
Самый быстрый круг:
Время 1:49
2. Mazda MX-5 2.0
Старый МХ-5 заработал внушительный титул мирового бестселлера. Родстер всех времен и народов! Более 725 000 машин сошло с конвейера Mazda, и около 200 000 нашли хозяев в Европе. Неужели формулу успеха можно улучшить?
Первое, что сделала Mazda, – попыталась прибавить мощности. Несмотря на доставшиеся по наследству женские черты маломощного дешевого родстера с мягким верхом, чистота динамики старой машины привлекала приличное количество мальчиков. И вот мясистые крупные колесные арки, простой передок, подросшие пропорции вступили в борьбу за ту же аудиторию. Но Mazda опять поосторожничала, действуя по принципу “Не буди лихо”. На выходе получилась довольно скромная эволюция изученного и испытанного. А ведь кое-кто надеялся на радикальный передел. Фактически нетренированному глазу простительно никаких изменений не заметить. МХ-5 так привычен в Англии, что вряд ли кто будет пристально его разглядывать. И во время недельного пребывания на BBC наша похожая на старую новая модель осталась практически незамеченной.
Внутри обновление заметно больше. Салон старой машины нагонял тоску своей дешевизной и хлипкостью. На первый взгляд новые идеи кажутся большим шагом вперед: ясные современные приборы, простая центральная консоль, органичные и скромные металлические вставки. Но вскоре понимаешь, что, несмотря на улучшения в дизайне, воплощение идей натолкнулось на ограниченный бюджет и отсутствие у Mazda реальных ноу-хау. Небольшой отлакированный участок на передней панели резко контрастирует с дешевым пластиком и рычагом КПП. В отделке салона мы насчитали шесть разных видов пластика. Некоторые - с мягким покрытием и довольно качественные, некоторые – отвратительные, напоминающие старый МХ-5. Как это сравнивать с минималистским салоном Z4? Похоже, что дизайнеры Mazda договорились делать все против желания клиентов.
Основная цель нового МХ-5 – стать чуть взрослее и еще увереннее заявить о себе как об автомобиле на каждый день. Нет, это не машина выходного дня! Но пока производитель движется этим эстетическим курсом, некоторые более очевидные практические проблемы остаются нерешенными. Багажника, о котором стоило бы говорить, больше нет. А тот, что есть, – крайне неудобной формы. Распределение пространства в салоне и компоновка мест для мелкой поклажи тоже никуда не годятся.
Но главное оружие в арсенале МХ-5 – это езда. И коль уж Mazda хотела сделать свой родстер взрослее, она была просто обязана наделить автомобиль как минимум тем же уровнем коммуникативности и подвижности, которым так славились прежние машины. По большому счету, это удалось. Но фанаты прежней версии заметят, что новинка уже не предлагает драйверу такой вовлеченности в процесс. Почему так вышло, понять трудно. Пятиступенчатая коробка передач - все еще быстрая и точная, руль налитой и уверенный, но чего-то все же не хватает. Ездовой комфорт у нового МХ-5 стал лучше. Это, конечно, упростит вам жизнь, но, вероятно, именно эти изменения подвески и амортизаторов отдалили машину от водителя, а водителя - от дороги. Единственная альтернатива базовому движку 1,8 л - двухлитровый мотор мощностью 158 л.с. Он позволяет Mazda быть гораздо быстрее BMW. Но работает он грубее, что на практике, вероятно, перевесит динамику.
Однако в общем новый МХ-5 лучше старого. Он чуть лучше едет и выглядит, он качественнее и комфортнее в долгом путешествии. И не будь у него альтернатив, вы бы лопнули от гордости, обладая таким автомобилем. Кстати, большинство новых покупателей скорее обрадуются изменениям и доработкам, нежели пожалеют о том, что он, увы, потерял. Базовый МХ-5 2.0 стоит $25 000, хотя Expression с шестиступенчатой коробкой заметно дороже. Но даже за $32 500 Mazda не может похвастать богатой комплектацией. Сборку, дизайн, имидж и возможности на дороге не сравнить с BMW. А если вам хочется роскоши, МХ-5 вдруг становится дорогой машиной!
Несмотря на все это, рыночный успех старого МХ-5 был показательным: как бы жадно европейцы ни скупали открытые автомобили, их доля в общих цифрах продаж довольно скромная. Критикуя МХ-5 за экономию на салоне и слабенькое обновление, не нужно забывать, что американский и азиатский потребитель об этом даже не задумывается. Посмотрите, какие марки в США сходят за премиум-бренды, и поймете, что у всех разные представления о роскоши и качестве. И что новый МХ-5 снова будет хитом продаж.
Краткие данные производителя
0-100 км/ч 7,9 с
Мах скорость 211 км/ч
Мах мощность 158 л.с.
Самый быстрый круг:
Время 1:48
3. Mini Cooper S Cabrio
Может показаться немного несправедливым, что купе-кабриолет выставлен против настоящих родстеров, но ведь Cooper S – один из немногих автомобилей, соответствующих МХ-5 по цене. И этот слабый аргумент не единственный: Mini в любой версии оказывается в Великобритании на вершине популярности, и это сводит на нет все его недостатки. Вот чем оборачивается тоска по старому доброму Mini и ура-патриотическая гордость за якобы английскую марку.
Базовый Mini гораздо дешевле, чем два других участника теста. Поэтому сравнивать с ними можно только Cooper S с механическим наддувом, который дает ему значительное преимущество в динамике. Но на фоне ездовых способностей МХ-5 и особенно Z4 любая прибавка мощности – это пшик! А Mini – не та машина, которую покупают за динамические свойства. Ее главный козырь – довольно необычный коктейль из метросексуальной привлекательности, спорной практичности и живости на прямых.
Новизна интерьера Mini начинает немного устаревать. Рычажки-переключатели – это круто, а вот спидометр вне поля зрения водителя – уже нет. И пластиковый тахометр, установленный на рулевую колонку, как у Smart ForTwo, кажется неуместным в машине за $40 300. Немецким качеством сборки определенно можно гордиться, но несуразное соседство безупречности с откровенной пластиковой дешевкой не стало привычнее. Дверные ручки и стойки центральной консоли – части комплектации Airfix, и эти детали выдают секрет цены. Mini One за $24 300 - вероятно, более разумный выбор, но явно не тогда, когда сравниваешь его с остальными участниками нашего теста.
Тем не менее, Mini Cooper S Cabrio – все еще очень желанная машина для огромного числа автомобилистов. И вот вам все аргументы за то, чтобы выбрать его из всей троицы. Первое: в нем можно ехать вчетвером. На самом деле, конечно, нет, но вы можете убедить себя в этом, чтобы оправдать свой выбор. А еще задние сиденья можно забить багажом, который не влез в жалкое подобие багажника Cabrio. Второе: посадка водителя. Здесь лучше всего тем, кто любит сидеть высоко и близко к рулю – у Mini лучший обзор пространства перед капотом. И на том спасибо, потому что Mini с откидным верхом проклинают за никудышный обзор назад и уйму слепых зон. Получается, что задом вы едете почти наугад.
Опустите верх – и обзорность улучшится, но тогда вы откроете себя злобному ветру. В этом случае уютные MX-5 и Z4 заслуживают большего внимания. Так что с крышей или без крыши, но Convertible их не переплюнул. Механизм крыши очень медленный. Все попахивает халтурой. Если Mazda и BMW – жесткие, настоящие родстеры, то парни в Mini просто поработали болгаркой, чтобы сделать купе-кабриолет. И это заметно. Треск и скрип, лишний вес и отвратительный задний обзор – все выдает циничную цель: во что бы то ни стало попасть на рынок кабриолетов. Но Mini смеется последним – к этому проекту тоже пришел коммерческий успех!
Что касается динамики, то мы ждали от Cooper S большего. Несмотря на то, что объем на 400 кубиков меньше, чем у остальных, 1,6-литровый мотор с механическим наддувом выдает приличные 170 л.с. Однако мы тестировали его в дождливую погоду, и вся мощность из-за переднего привода уходила в пробуксовку. Это случалось не только на первой и второй, но даже и на третьей передаче. Cooper S – определенно не спортсмен. Но его мощность прибывает так стремительно, что он не может стать альтернативой и для ленивых водителей.
Все Mini – автомобили имиджевые. И несмотря на критику, за Cooper S Convertible выстраивается очередь. Вряд ли новый МХ-5 сможет повлиять на выбор тех, кто покупает Mini, всему предпочитая имидж и сомнительные аргументы вроде размера и “четырехместной” практичности. Но будет интересно узнать, сколько этих потенциальных покупателей переключат свое внимание на Z4 и его тевтонское совершенство?
Конечно, Z4 значительно дороже, а любой, кто покупает кабриолет Mini, возьмет более дешевую версию, а не “S”. Но Z4 в минимальной конфигурации – интересная возможная альтернатива Cooper S и очевидный гвоздь в ботинке у Mazda.
‘Его главный козырь - это довольно необычный коктейль из метросексуальной привлекательности, спорной практичности и живости на прямых’
Краткие данные производителя
0-100 км/ч 7,4 с
Мах скорость 220 км/ч
Мах мощность 170 л.с.
Самый быстрый круг:
Время 1:47
ВЕРДИКТ
Что бы ни говорили о BMW, баварцы делают отличные автомобили. И любым из них вы останетесь довольны, даже несмотря на огромную пробоину в бюджете. Однако Z4 все еще большая редкость. Возможно, мы еще не свыклись с его внешностью, а может, потому, что до недавних пор гамму открывал родстер с рядной “шестеркой” 2,5 л за $58 400 (хотя он стоит каждого цента своих денег). Презентация автомобиля с 2,0 л за $50 000, вероятно, приумножит состояние BMW. Напрасно вы думаете, что Z4 покупают те, кто располагает неограниченным бюджетом для покупки второй-третьей машины в свою конюшню. Родстеры с их ограниченным комфортом и практичностью часто становятся выбором молодежи. Поэтому приобретение двухлитрового Z4, у которого есть все важные характеристики и который обойдется дешевле при страховке и в эксплуатации, кажется наиболее разумным выбором. МХ-5 серьезно отстает по качеству сборки. Хотя он и дешевле, с таким убедительным BMW его даже не хочется сравнивать. Даже самый дешевый в нашей троице Mini по качеству сборки лучше новичка, а ведь так же собирается и Mini One за $24 300. Однако просмотрите рекламный буклет Mazda - MX-5 получается аномально дорогим. Самый дешевый RX-8, хваленое четырехместное купе, стоит лишь чуть дороже $45 000, и это гораздо лучший автомобиль за те же деньги. Но МХ-5 все же доставляет водителю огромное удовольствие. Он немного подрос, но не растерял очарования простоты и доступности. Впрочем, некоторые равные ему машины всегда были немного взрослее, а нынче стали гораздо доступнее.
1. BMW Z4 2.0
Цена: $50 000 Мощность: 150 л.с. Динамика: 0-100 км/ч – 8,2 с
Это лиса, забравшаяся в курятник Mazda. Подороже, чем МХ-5, но каждый лишний цент оправдывает качеством, ездовыми способностями и привлекательностью. Немногие знают, что Z4 можно купить сравнительно недорого, а ведь именно это и ценят в нем его обладатели.
2. Mazda MX-5 2.0 Expression
Цена в Германии: от $32 500 Мощность: 160 л.с. Динамика: 0-100 км/ч – 7,9 с
Это взрывная маленькая машинка с весьма взрослым характером – правда, не всегда учитывающим интересы потребителя. Мы прощали старому МХ-5 его паршивое качество, потому что он был слишком хорош на всех парусах. Но улучшения нового автомобиля скомпрометированы изрядной потерей эмоциональности.
3. Mini Cooper S Chili Cabrio
Цена: $40 300 Мощность: 170 л.с. Динамика: 0-100 км/ч – 7,4 с
Начальная цена Mini – $24 300, но за версию вроде Cooper S Chili Cabrio надо отдать чуть ли не вдвое больше. И пока вы возражаете – дескать, нечестно сравнивать кабриолет с настоящими родстерами – мы заявляем: он тоже стоит своих денег. Просто он не так убедителен, как его соперники.