Выкладываю для тех кто незнает...)
Что такое тюнинг
Слово "tuning", в переводе с английского, озночает "настройка", "регулировка". Понятие "тюнинг автомобилей" стало для нас уже привычным, хотя зачастую под этим подразумевается всего лишь внешнюю отделку. Тюнингованый автомобиль в западном понимании - это машина, сделанная под конкретного владельца, с учетом всех его потребностей и запросов. Усовершенствованию автомобилей нет предела. Тема эта интересна и увлекательна. Тюнинг может включать в себя достаточно серьезные изменения в конструкции двигателя, подвески и других системах автомобиля.
Тюнинг - это искусство придать одному из сотен тысяч сходящих с конвейеров одинаковых автомобилей своё лицо. Искусство дарить чувство индивидуальности. Многих их автомобиль в принципе устраивает, но так хочется, чтобы он чем-то отличался от тысяч других авто. Самое простое - внешняя отделка. От банальных наклеек, молдингов, тонировки до пластиковых навесок, хромировок. Никаких изменений технических характеристик автомобила эти действия не несут, если не вредят, хотя есть исключения.
Но если Вы хотите реально увеличись "способности" Вашего "железного коня", то в этом случае наклейками уже не обойтись. Здесь уже нужна серьезная работа со всеми системами автомобиля. Скоростному авто полезны спойлера, усиливающие прижим к дороге и дополнительные воздухозаборники для охлаждения тормозов. Все изменения будут направлены на увеличение мощьности и подвижности автомобиля.
Тюнинг можно разделить на несколько "ступеней":
Самое простое - внешняя отделка.
Для скоростного авто - установка спойлеров, усиливающих прижим к дороге и дополнительных воздухозаборников для охлаждения тормозов.
Далее идут незначительные технические изменения. Чип-тюнинг, "настроенная" система выпуска. Всё это позволит поднять мощность мотора без каких либо серьёзных переделок двигателя.
Следующий уровень - изменения, затрагивающие агрегаты и узлы машины. Здесь уже экспериментировать не стоит, многие работы требуют научных расчётов или по крайней мере - практического опыта. Наиболее популярен вариант тюнинга легковых машин в сторону "кольцевых" спортивных. Пожалуй, это первое, что делают с новой моделью, приглянувшейся тюнинговым фирмам. На этом же уровне идут изменения коробки передач с изменёнными передаточными числами, замена редукторов. Такие изменения (естественно, не считая крайностей) не требуют серьёзной перестройки всего автомобиля. Ведь машины в основном создаются под среднего потребителя и допускают смещение отдельных параметров в определённом коридоре.
Следующая ступень - сверхмощные и сверхлёгкие двигатели, коробки передач с потрясающими характеристиками. Среди эпитетов "супер", есть и суперцена. Помимо эксклюзивности она определяется и материалами - лёгкие прочные сплавы, композиты, углепластик.
Можно долго говорить о манящем мире тюнинга. По большому счёту, "Hi-End"-аудио в салоне машины - тоже "воплощение мечты владельца" Главное, что разработки специалистов, спортивных инженеров и художников-дизайнеров, высокие технологии и испытания - возвращаются к обычному автомобилисту - немцу, британцу, россиянину - в виде проверенных новшеств и улучшений, которые нужны ему и его верному "коню". Идёт настройка конкретной машины под конкретного человека, его желания и возможности - то есть - тюнинг.
C чего начинается тюнинг
Если Вы решили изменить внешний вид своего автомобиля, то начать, пожалуй, стоит с определения общего стиля. А это не так-то просто. Чаще всего люди зацикливаются на мелочах, что мешает увидеть полную картину.
Специалисты рекомендуют начинать с колёс. Первое - это, конечно, диски, их размер и рисунок. К дискам, естественно, подбирается резина - "максимально" широкая и низкопрофильная. Однако после того, как Вы поставите эти колёса на автомобиль, то сразу поймёте, что они не влезают в родные арки.
Вот тут и начинается творчество. Надо либо менять колеса на меньший размер, либо изменять размер и форму арок. Вписывать колёса в арки можно с помощью пластиковых накладок или меняя форму родного крыла с помощью турбинки и сварки.
Дальше начинается работа с передним спойлером - определяется форма и размер уже с учётом выноса колёс за пределы кузова. Спойлеры бывают разной формы. Наиболее популярные в последнее время спойлеры с большими отверстиями для воздухозаборников, закрытые сеткой из алюминия с крупной ячеёй. Такая форма спойлера пришла из спорта, где под большими "дырками" обычно скрываются куллер турбины и масляный радиатор. Крупная сетка ставится для уменьшения сопротивления набегающему потоку воздуха и защищает от крупных комков грязи.
Конструктивно спойлеры бывают двух видов. Первые монтируются вместо родного бампера, вторые выполняются в виде накладки на бампер. Во время монтажа требуется подгонка по месту, так как часто качество обвеса оставляет желать лучшего, либо обвес, предназначенный для одной марки автомобиля, устанавливается на другую.
Установка спойлера, кроме улучшения внешнего вида, помогает решить несколько задач, таких как установка дополнительных фар, которые можно красиво вписать в передний спойлер, и охлаждения передних тормозных дисков, для чего в спойлере делаются специальные каналы.
На спортивных машинах основная задача спойлера - за счет набегающего потока воздуха прижимать переднюю часть автомобиля к дороге. Поэтому для большего эффекта часть спойлера делается регулируемой.
Работа над передней частью автомобиля не заканчивается на спойлере. Для придания более агрессивного вида автомобилю фары закрываются ресничками либо меняются на другие. Капот не остаётся без внимания - на него могут устанавливаться различные воздухозаборники, которые служат либо для подачи воздуха к турбине, компрессору, интеркуллеру, или наоборот - для вытяжки горячего воздуха из подкапотного пространства. "Жабры", которые делаются в крыльях, чаще всего декоративные, хотя в спорте они выполняют достаточно серьёзную задачу, отводя горячий воздух от тормозных дисков. Это позволяет снизить теплонагруженность системы и увеличить эффективность работы тормозов.
Двери и крышу обычно не трогают, хотя при постройке классического "хот-рода" американцы опускают крышу на 8-12 см и с дверей убирают ручки. На некоторых автомобилях двери переделываются таким образом, чтобы они открывались вверх. Такая система называется "ласточкин хвост".
На задних крыльях можно увидеть воздухозаборники и "жабры", которые служат для снижения температуры тормозных дисков либо для подачи воздуха к мотору в автомобилях с задним расположением двигателя.
Антикрылья, которые устанавливают на багажник или крышу, также выполняют конкретную задачу - они прижимают заднюю часть автомобиля к дороге. Правда, эффективно работать они начинают на скорости выше 100 км/ч. Их форма и размеры подбираются в соответствии с формами автомобиля и общим стилем. Формы антикрыльев также разнообразны, как и формы передних спойлеров. Они в основном нерегулируемые, из пластика. В последнее время популярны высокие антикрылья с регулировкой угла атаки, алюминиевые или карбоновые. Под задний бампер также устанавливают спойлер или специальные воздухоотводы клиновидной формы. На спортивных автомобилях они начинаются глубоко под машиной. Во время движения создают эффект разряжения под днищем, соответственно сила, прижимающая автомобиль к земле, увеличивается.
Вот, пожалуй, вкратце все об улучшении внешнего вида автомобиля с помощью изменения его формы. Но не следует забывать, что обвесы, предлагаемые тюнинговыми ателье, чаще всего создаются для улучшения внешнего вида и изменения стиля автомобиля. В таких случаях аэродинамика в лучшем случае остаётся неизменной, а бывает что и ухудшается.
Если рассмотреть настоящие спортивные автомобили поближе, то аэродинамический обвес не всегда выглядит эстетично, однако он всегда функционален. Создание настоящего спортивного обвеса достаточно трудное дело, требующее серьёзных расчетов и большого количества экспериментов в аэродинамической трубе. А если учесть что создаётся он для определённого типа автомобиля, участвующего в определенном виде соревнований, то становится понятно, что вся эта система даже при изменении типа соревнований полноценно работать не будет, не говоря уже об обычных автомобилях, используемых для движения по городу.
По отношению к автомобилям, тюнингом можно назвать все, что происходит с автомобилем после того, как он сошел с конвейера. Большинство людей вполне довольны тем, что предлагают производители. Но есть и те, кто хочет что-либо изменить. Человек пытается максимально приспособить автомобиль к своим особенностям и потребностям, придать автомобилю индивидуальность, усовершенствовать его технические характеристики, что-то доработать, что-то переделать или изменить. Всевозможные изменения в автомобиле условно можно разделить на несколько основных направлений.
Внутренний тюнинг.
Интерьер салона, декоративная отделка (под металл, дерево, карбон), изменение внутренней обивки салона, руль, анатомические сидения, многоточечные ремни безопасности, ручка КПП, накладки на педали, алюминиевые коврики, неоновые подсветки, дополнительные приборы. Отдельное внимание заслуживает автомузыка. Здесь откраваются просто невероянные возможности для аудиофилов.
Внешний тюнинг.
Колесные диски, аэродинамические комплекты (спойлера, антикрылья, накладки на пороги, арки, бампера, воздухозаборники), декоративные решетки радиатора, тюнинговая оптика, зеркала, аэрография и т.д.
Технический тюнинг.
Спортивная подвеска, элементы усиливающие кузов (балки жесткости, каркасы безопасности), низкопрофильная резина, спортивная тормозная система, спортивное сцепление, выхлопная система, воздушный фильтр нулевого сопротивления, форсирование двигателя, установка турбины и т.д. Этот список можно продолжать и продолжать.
Все вышеперечисленное является только основой для реализации идеи. Основная же цель тюнинга - удовлетворение индивидуальных потребностей человека управляющего автомобилем, и в этом очень многое, если не все, зависит только от него самого, от его потребностей, фантазии и устремлений.